- Снимал притчи
- Заставил петь Леонова
- Любил простые сюжеты
- Был московским грузином
- Хитрил и шутил со зрителями
- Обманул комиссию
- Говорил только о кино
© РИА Новости / Сергей ПятаковДзен«Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон»,»Кин-дза-дза!» — золотая классика отечественного кинематографа. Режиссеру этих и других великолепных картин Георгию Данелия 25 августа исполнилось бы 95 лет. О его уникальном творческом почерке и авторских хитростях — в материале РИА Новости.
Снимал притчи
Он сам все рассказал и о своей жизни, и о карьере в трех томах воспоминаний. Этой авторской исповеди хватит еще на многие поколения тех, кто захочет познать секреты режиссерского мастерства. Георгий Николаевич и тут с истинно кавказским радушием и открытым сердцем делился со всеми желающими — но главной тайны, увы, так и не открыл. Поскольку для того, чтобы снимать как Данелия, нужно быть Данелией. © РИА НовостиУже в «Сереже» и полноценном дебюте «Я шагаю по Москве» он сразу продемонстрировал собственный уникальный творческий почерк: режиссер не просто снимал кино — он рассказывал добрые и немного грустные притчи. Фактически сказки: оттого и выбирал в соавторы самых трогательных и нежных сценаристов — Геннадия Шпаликова, Викторию Токареву, Резо Габриадзе.
Заставил петь Леонова
С артистами дружил — некоторые стали его постоянными партнерами и талисманами, как Евгений Леонов, которого он снял в комедии «Тридцать три» (ленту, правда, положили на полку, как недостаточно оптимистичную для советского массового искусства). © РИА НовостиНо уже в этой картине Данелия заставил Леонова петь, чего Евгений Павлович категорически не умел. Но душевно исполнил «На речке, на речке, на том бережочке». «Ни в одну ноту не попал, зато все спел», — пошутили на съемочной площадке. И режиссер отныне просил артиста чуть ли не в каждом фильме вставить ту самую «Речку» — такая уж у него была игра с артистами.
Любил простые сюжеты
Георгий Николаевич обожал простые и вместе с тем немного парадоксальные сюжеты. Вот потерявшийся в Москве грузин-летчик встречает армянина-водителя, а заодно попадает в череду нелепых, смешных и грустных ситуаций — получается «Мимино». © «Мосфильм» (1977)Кино мгновенно разлетается на цитаты, а Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян становятся народными героями. Твеновского «Гекльберри Финна» он превращает в трогательную историю о потерянном мальчике — словно детский сон в разгар жаркого летнего дня.
© РИА Новости / Галина КмитА вот из французской притчи делает ленту про родную Грузию в фильме «Не горюй!».
Был московским грузином
Данелия всегда держался корней — он был, как сам говорил, «московским грузином». От Грузии взял любовь к музыке и песням, неспешность и афористичность повествования, словно тост на празднике, который витиеват, но запоминается надолго. © Мосфильм (1986)Даже когда брался за фантастику, как в «Кин-дза-дза!», получалась откровенная, сатирическая, но добрая сказка. А словечки «ку», «кю» и «пепелац» навеки вошли в обиход каждого советского человека.
Хитрил и шутил со зрителями
Он не позволял себе лениться и халтурить. Если что-то не выходило — останавливался и додумывал, докручивал, доделывал. Мультик «Ку! Кин-дза-дза» снимал много лет, пока не получилось так, как хотел. © Кинокомпания CTB / СТВ (2012)Обожал тонкие шутки — чего стоит фактически выдуманный им артист Рене Хобуа, постоянно упоминаемый в титрах. Реальный Хобуа был строителем, ничего не понимал в кино, но именно ему когда-то Данелия вместе с Резо Габриадзе прочитали сценарий «Не горюй!» — и тот рассыпался в похвалах.
© РИА НовостиКак оказалось, Хобуа это сделал из вежливости: он плохо знал русский язык, но не мог не подбодрить товарищей. И в благодарность Данелия всегда указывал его среди артистов, участвовавших в эпизодах.
© Мосфильм (1975)Так было и в «Афоне», когда Катя упоминает некую Пашу Строганову: это отсылка к фильму «Начало», где именно так звали героиню Инны Чуриковой, которая тоже знакомилась на экране с персонажем Леонида Куравлева. Эта тонкая шутка не всем заметна, но многое говорит о вкусе и юморе автора.
© Роскомкино (1993)Порой он переносил героев из фильма в фильм — так, вор Косой в исполнении Савелия Крамарова («Джентльменов удачи» Александра Серого фактически переделывал Данелия) появляется в «Насте», да и в «Мимино» персонаж Крамарова, возникающий в одном-единственном эпизоде, вполне напоминает Федю (Косого).
Обманул комиссию
Во время сдачи «Осеннего марафона» чиновники Госкино потребовали, чтобы главный герой вернулся к жене. Данелия отказался: «Могу лишь удлинить финальный крупный план, тогда все станет понятно». © РИА НовостиКартину отправили «на доработку», Георгий Николаевич ничего не поправил и просто через некоторое время принес фильм на комиссию. «Ну что, удлинил крупный план?» — спросили его. «Конечно!» — на голубом глазу заверил Данелия. «Ну вот, видишь, намного лучше стало!» — заявили члены комиссии и допустили картину к прокату.
Говорил только о кино
Георгий Николаевич прожил долгую жизнь, 88 лет, и до последнего дня продолжал думать о кино. © РИА Новости / И. ГневашевМногих его друзей-актеров уже не было на свете, он не всегда понимал, как существовать в новом коммерческом кинематографе, но и в собственных воспоминаниях, и в немногочисленных интервью сознательно не говорил ни о чем, кроме кино.
© РИА Новости / Илья ПиталевИ сегодня, когда пересматриваем фильмы Данелии, стоит за ними его образ: немного грустный, слегка саркастичный, но неизменно добрый. Как будто старый друг снова рассказывает нам историю, которую мы уже слышали, но ее невозможно не послушать вновь.
Кинотрак, Вуди Аллен, ИИ: чем удивит Международная неделя кино в Москве22 августа, 08:00
Источник: ria.ru