- Красные косынки и новый стиль
- Монументальные героини эпохи строек
- Элегантность столичной моды
© Фото предоставлено пресс-службой Музея МосквыДзен Книга «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» искусствоведов Ксении Гусевой и Надежды Плунгян посвящена стилю горожанки той эпохи. О том, как соотносится реальная жизнь и художественный образ, — в материале РИА Новости.
Красные косынки и новый стиль
© Фото предоставлено пресс-службой Музея МосквыСреди центральных персонажей кино, живописи и плакатов поздних 1920-х — советская работница. Быт реальных фабричных девушек был трудным: они жили в деревянных бараках-общежитиях, снимали комнату или угол. На производстве приходилось сталкиваться с недовольством и недоверием мужчин, которые считали, что женщине «не место» на заводе. В искусстве же их показывали бойкими, жизнерадостными, полными оптимизма и энергии. Они бегали на лыжах, выступали на собраниях в рабочих клубах, уверенно и по-деловому втискивались в трамвай, а еще носили ярко-красные косынки.
Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х" в Музее Москвы
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы1 из 4
Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы2 из 4
Посетительница на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы3 из 4
Экспонаты на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы4 из 4
Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х" в Музее Москвы
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы1 из 4
Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы2 из 4
Посетительница на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы3 из 4
Экспонаты на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы4 из 4Художница Варвара Степанова, как и ее муж Александр Родченко, стояла у истоков конструктивизма и утверждала новый стиль: создавала одежду для женщин с необычным орнаментом. И сама не боялась выглядеть эффектно — брутально и сильно. © Фото предоставлено пресс-службой Музея МосквыЦитата из книги: «Отныне фигура художника стояла вровень с работниками других цехов. Родченко расхаживал в комбинезоне со множеством карманов, а Степанова ввела в женскую моду маскулинный стиль: короткая стрижка, грубая кожанка и свободного кроя платье, косынка из ткани собственного рисунка как атрибут симбиоза искусства и производства. Настоящая работница фабрики, всегда с папиросой, она словно сошла с полотен ахрровцев Перельмана или Ряжского».
Монументальные героини эпохи строек
Тридцатые годы — время больших проектов. Метро, Дворец Советов (так и не построили), в 1935-м утвердили Генеральный план реконструкции Москвы. Улицы расширяли, прокладывали новые магистрали, в искусстве возник спрос на монументальность — это эпоха грандиозных панно и мозаик. Героини этого времени столь же монументальны. © РИА Новости / Борис ПриходькоУзнаваемый образ москвички — «знатная метростроевка» Татьяна Федорова. Ее фотографии печатали ведущие советские журналы: «Смена,» «Огонек», «Работница». Ей было восемнадцать, когда она по комсомольскому призыву пришла строить метро. Начинала с прокладки тоннелей, в итоге стала заместителем начальника «Московского Метростроя».
© РИА Новости / Александр ЧепруновНевозможно представить ту эпоху без скульптора Веры Мухиной. Во всех ее портретах — суровость орлиного взгляда, уверенность и несгибаемость духа.Цитата из книги: «Образ статной и независимой художницы Вера Мухина сохранит и в последующие десятилетия. На смену нарядным корсетным платьям с отделкой рюшем, кружевом и байкой придут строгие костюмы из жакета, блузы и юбки-карандаша. Зрителей на выставке встречали туфли скульптора — крупные, но изящные, на каблуке, но на устойчивом, с игривым бантиком, но из брутальной кожи, изношенные, но не потерявшие вид. Возможно, именно в них она создавала «Рабочего и колхозницу». Эта пара туфель может рассказать о Вере Мухиной больше, чем какой-либо ее портрет».
Элегантность столичной моды
© Фото предоставлено пресс-службой Музея МосквыДом моделей на Сретенке открылся в 1935-м при тресте женской и детской одежды «Мосбелье». Это был храм моды: в витринах — электрические манекены, декор на фасаде стилизован под античность. Звезда первого выпуска журнала Дома моделей — бывшая актриса Анель Судакевич. Открытки с ее портретом Владимир Маяковский когда-то скупал пачками и раздавал всем встречным. В Доме моды она разрабатывала модели одежды для массового производства и сама же их представляла. Опыт актрисы и умение работать перед камерой очень пригодились — профессиональных манекенщиц, равно как и модельеров, в стране тогда еще не было.
Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х" в Музее Москвы
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы1 из 3
Экспонат на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы2 из 3
На выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы3 из 3
Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х" в Музее Москвы
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы1 из 3
Экспонат на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы2 из 3
На выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х"
© Фото предоставлено пресс-службой Музея Москвы3 из 3Цитата из книги: «Фокус внимания Судакевич — на нарядных образах. Приталенные платья в пол с ниспадающими драпировками отсылают нас к работам модельера Мадлен Вионне — французская мода еще начиная с двадцатых годов была эстетическим ориентиром для советской индустрии».Потом Судакевич работала художницей по костюмам в Московском цирке. Там она сформировала свой авторский стиль. Кружева, позолота и мишура, мешавшие артистам, были для нее атрибутами «старых времен». Судакевич сделала ставку на функциональность, удобство, выразительность, а также индивидуальность артиста.Выход книги «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» приурочен к одноименной выставке-блокбастеру в Музее Москвы, которая проходила в 2024 году. Самый красивый фестиваль лета: в Царицыно показывают великолепные сады26 августа, 08:00
Источник: ria.ru